назад | содержание | вперед |
р е к л а м а |
Дизайн студия "Saitings" оказывает следующие услуги:
Разработка web-сайтов, Модернизация web-сайтов, Поддержка web-сайтов, Реклама web-сайтов, Продвижение web-сайтов,
Реклама в Интернет для тех кто не имеет web-сайта, Поиск информации в Интернет, Наладка компьютеров и выход в Интернет. / подробней /
|
р е к л а м а |
Немалую роль в успешной адаптации к школьной жизни играет уровень психосоциальной зрелости ребенка, повысить который возможно, стимулируя желание ребенка учиться в школе, т.е. воспитывая положительную учебную мотивацию. Ценными являются рекомендации Р.С.Буре на эту тему . С этой целью можно организовать игру в школу, поручая ребенку разные роли: ученика, учителя, директора и т.д. Полезно организовать экскурсию в школу, познакомить детей с учителем начальных классов, показать классы, рассказать о школьном режиме дня, о требованиях к поведению учеников. Дома и в детском саду игра в школу может периодически возобновляться. Игра создает положительные мотивации к школьному обучению. Взрослый, организуя ребенка на игру, сначала сам выполняет роль учителя. Затем можно организовать такую игру со сверстниками или детьми старшего возраста. Если ребенок стремится играть в эту игру даже один, то роль "учеников" могут играть куклы. Особый интерес у детей вызывают занятия, на которых они получают информацию о школе, создают необходимые для нее пособия и другие материалы. Так, например, дети слушают рассказы о школе, рассматривают школьные принадлежности, изготавливают закладки для книг, счетный материал. Воспитатель может предложить: "Давайте сегодня будем заниматься так, как будто мы в школе". Подобная полуигровая ситуация положительно влияет на активность детей. Следует подчеркнуть, что этот прием ни в коей мере не должен приводить к копированию урока. У детей старшего дошкольного возраста интерес к учебной деятельности обеспечивается не только за счет содержания занятия (хотя и этот фактор должен учитываться при отборе материала для детских рассказов, тем для рисунков, аппликаций и др.), но и в связи с осознанием детьми значимости занятий для будущего обучения в школе. Воспитатель, опираясь на программное содержание, нередко "перекидывает мостик" от занятия к уроку. Например: "Ребята, в школе, так же как и сейчас, вы будете учиться составлять задачи". Или: "В школе вы тоже будете учиться внимательно рассматривать картины и рассказывать о том, что на них нарисовано. Давайте поучимся сейчас, тогда в школе у вас это будет лучше получаться". Формы приближения старших дошкольников к школе могут быть различными, но все они должны быть связаны с активной деятельностью детей. Например, рисование на тему "Как мы готовимся к школе" с последующим обсуждением того, как дети будут выращивать комнатные растения и цветы в подарок школе, собирать природный материал для уроков труда и др. Чтобы задание органично входило в комплекс воспитательной работы, направленной на ознакомление детей со школой, Р.С.Буре предлагает преподнести его следующим образом. Воспитатель обращается к группе: - Дети, я расскажу вам сейчас о том, как я училась в школе. Мы все читали по букварю и каждый день все дальше и дальше перелистывали странички (показывает). Однажды учительница сказала: "Ребята, откройте букварь на той странице, где мы читали вчера". Все быстро, без шума открыли книгу вот так (демонстрирует, как с помощью закладки легко определяется нужная страница). А одна девочка никак не могла найти нужную страницу. Перелистывала их, стараясь найти ту картинку, которую видела у соседки по парте, но без закладки это сделать было трудно. Заметив это, учительница предложила: "Настя, давай я тебе помогу. Но не надо забывать закладку. Посмотри на ребят, как они быстро приготовились, а тебя приходится ждать". Так дети в увлекательной форме знакомятся с назначением предмета. Желательно, чтобы и педагог всегда пользовался закладкой сам, когда читает детям, обращая их внимание на то, что закладка экономит время подготовки к чтению, а также позволяет бережно относиться к книге. Путем таких рассказов, описывающих разные ситуации из школьной жизни, воспитатель может познакомить воспитанников со многими правилами поведения на занятиях, не прибегая к нравоучениям и морализированию. Например, для того, чтобы научить детей, готовить с вечера все то, что понадобится на следующий день в школе, педагог приводит такой рассказ: - Однажды нам учительница сказала: "Ребята, завтра мы будем рисовать. Принесите краски, кисточки и баночку для воды". Я пришла из школы, переоделась и побежала играть с подружками. А про задание совсем забыла. Как же мне было стыдно на следующий день в школе! Все ребята разложили на партах альбомы, краски, а у меня ничего нет. Я готова была заплакать. Конечно, ребята мне помогли: у одного нашлась лишняя кисточка, подружка подвинула поближе ко мне свои краски, но я очень переживала: как я могла забыть задание, огорчить свою учительницу! После этого случая никогда не забывала правила: "Сначала сложи в портфель все, что нужно будет завтра в школе, а уж потом иди играй". И еще я поняла: если у тебя есть лишняя кисточка, карандаш, ручка - пусть они лежат в портфеле. Может быть, надо будет помочь товарищу. Другой рассказ педагога позволит убедить детей в значимости тех умений, которыми они овладевают на занятиях: - Мы готовились к Новому году. Учительница сказала: "Сделайте дома любую игрушку на елку, и завтра мы все вместе будем ее украшать". Вечером я склеила фонарик, такой, какие мы с вами учились делать на занятиях. А потом подумала: а вдруг кто-нибудь из ребят не сумеет сделать игрушку? И сделала еще корзиночку и домик. Вспомнила, как нас воспитательница на занятиях учила. После уроков учительница весело сказала: "Ну, а теперь давайте украшать елку. Доставайте игрушки, посмотрим, кто что приготовил". Все ребята стали показывать свои игрушки, а один мальчик вдруг заплакал: у него игрушки не было. Он не ходил в детский сад и не научился, как мы с вами, склеивать игрушки из бумаги. Я дала ему фонарик и сказала: "Пусть он будет твой, вешай на елку!" Но он сначала обрадовался, а потом снова стал грустным: "Учительница велела самим сделать, а я не умею". Я предложила: "Давай, научу", - и показала, как склеить корзиночку. Он обрадовался, сделал игрушку и повесил ее на елку, а учительница меня похвалила за то, что я помогла товарищу. Подобные рассказы, несмотря на их простоту, очень эмоционально воспринимаются детьми: ведь это случаи из жизни их воспитателя. Так перед дошкольниками раскрывается их ближайшее будущее: жизнь в школе среди сверстников, а школьные правила предстают в виде конкретных жизненных ситуаций. На фоне сформировавшегося интереса к школе можно повысить познавательные интересы, предлагая во время игр небольшие, но эмоционально насыщенные задания с интересным или необычным содержанием, использованием красочных наглядных пособий. При этом необходимо поощрять успехи детей. Испытывая эмоциональное удовлетворение, ребенок будет постепенно сам стремиться к познавательной деятельности на основе интереса к природе, занятиям по математике, чтению книг и т.д. Но можно использовать и длительные игры, в которых наряду с развитием познавательных интересов воспитываются такие качества, как самостоятельность, самоконтроль и др. Основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками является хорошее умственное развитие.
|