назад | содержание | вперед |
р е к л а м а |
Дизайн студия "Saitings" оказывает следующие услуги:
Разработка web-сайтов, Модернизация web-сайтов, Поддержка web-сайтов, Реклама web-сайтов, Продвижение web-сайтов,
Реклама в Интернет для тех кто не имеет web-сайта, Поиск информации в Интернет, Наладка компьютеров и выход в Интернет. / подробней /
|
р е к л а м а |
В 5 - 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.
Сравнение - это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5 - 6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта.
В ходе обучения приему сравнения ребенок должен овладеть следующими умениями: 1. Выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другим объектом. Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты. Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением - значит научиться не только выделять свойства предмета, но и называть их. 2. Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов. Когда ребенок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства двух предметов, а потом - нескольких. 3. Отличать существенные и не существенные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы. После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Дошкольникам трудно самостоятельно находить существенные признаки объекта, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать задания с наглядным материалом, в котором существенный признак заранее задан или находится как бы "на поверхности", чтобы его легко было обнаружить. Например, два разных цветка могут быть похожи друг на друга или отличаться очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков, но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то ее уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять "несущественные" свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, а если изменить "существенное" свойство предмет становится другим. Затем можно показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия "общий" признак и "существенный" признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что "общий" признак не всегда является "существенным", но "существенный" - всегда "общим". Например, покажите ребенку два предмета, где "общим", но "несущественным" признаком у них является цвет, а "общим" и "существенным" - форма. Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения. Классификация - это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Осуществление класcификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения. Обобщение - это объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.Дошкольники должны овладеть следующими умениями: 1. Относить конкретный объект к заданному классу и, наоборот, конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные (действие отнесения). Чтобы уметь относить конкретный объект к заданному взрослым классу (например, тарелку - к классу "посуда") или конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные (например, "игрушки" - это пирамидка, машинка, кукла), дети должны знать обобщающие слова, с которыми они знакомятся обычно в процессе общения со взрослыми - в беседах, при чтении детской литературы, при выполнении разнообразных поручений, а также непосредственно в игровой деятельности. Эффективными являются специально организованные занятия, в которых детям даются обобщенные названия, соответствующие их уровню знаний и жизненных представлений. Наиболее трудными для дошкольника являются следующие обобщающие слова: насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья, оружие. 2. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения). Развитие этого умения проходит обычно несколько этапов. Сначала ребенок объединяет предметы в одну группу, но назвать образованную группу не может. На втором этапе ребенок уже делает попытки обозначить сгруппированные предметы, но вместо родового слова использует название одного из предметов группы (черешня, вишня, клубника - "черешни") или указывает на действие, которое может производить предмет или которое можно производить с предметом (кровать, стул, кресло - "сидеть"). На третьем этапе ребенок уже употребляет обобщенное название для обозначения группы как целого. На четвертом этапе формируется так называемое "опережающее обобщение", т.е. ребенок еще до осуществления группировки предметов может обозначить их родовым понятием. 3. Распределять объекты по классам (действие классификации). В отличие от обобщения, классификация, кроме рассмотренных действий, предполагает распределение объектов по классам (или предметов по группам). Такое распределение всегда имеет относительный характер, поскольку многие объекты, вследствие своей сложности, не могут быть причислены только к какому-нибудь одному классу. Все зависит от основания, по которому проводится классификация. Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен уметь выполнять элементарные действия сравнения. В старшем дошкольном возрасте ребенок может овладеть следующими умениями, необходимыми для осуществления систематизации: 1. Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду. Для развития этого умения обычно используются задания, в которых к уже упорядоченным объектам необходимо добавить еще один, но такой, который не нарушил бы закономерности их расположения. Решая задачу, ребенок должен найти признак, по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего. На начальном этапе тренировки этого умения в заданиях данного типа следует использовать только наглядные признаки, т.е. признаки, которые ребенок может обнаружить визуально. 2. Упорядочивать объекты ряда, расположенные случайным образом. В этом случае используются более сложные задания. В них объекты предлагаются в неупорядоченном виде. Такого рода задания могут быть двух типов. Первый тип задания предполагает развитие умения самостоятельно находить признак (представленный наглядно), по которому нужно упорядочивать объекты. Второй тип заданий направлен на развитие умения оперировать абстрактными признаками (в отличие от наглядных). Такими признаками могут быть качество выполнения тех или иных действий, степень выраженности личных свойств (например, каждый следующий малыш "поет лучше предыдущего" или "является аккуратнее предыдущего") и другие. И задаваться они должны вербально (словесно), чтобы ребенок не имел возможности воспользоваться какой-нибудь внешней опорой. Упорядочивание объектов он должен производить полностью в уме. Детям дошкольного возраста выполнять задания второго типа без специальной тренировки обычно очень трудно. 3. Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе двух и более признаков и размещенных в матрице. При развитии этого умения, главное - обучить ребенка учитывать при поиске закономерности одновременно несколько признаков. С этой целью используется матрица, в которой необходимо учитывать отношения между объектами не только по горизонтали, но и по вертикали. При этом начинать нужно с простой матрицы (2х2) и одного-двух признаков. Такими признаками могут быть изменение формы, цвета или пространственного расположения объекта, изменение количества объектов, прибавление или вычитание частей объекта. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки объектов одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы). Очень полезным является самостоятельное составление ребенком простейших "матричных" задач. Такие занятия способствуют развитию не только логического, но и творческого мышления. Со старшими дошкольниками все виды работ по группировке и классификации (после усвоения) нужно проводить параллельно. Это обеспечивает развитие интеллектуальных действий обобщения, сравнения, абстрагирования, т. е. элементов логического мышления. Когда мы помещаем один и тот же предмет в разные группы в зависимости от того, какой признак является определяющим, существенным, мы тем самым показываем ребенку многогранность, неоднозначность каждого предмета, его связей и отношений с другими. Значение этого трудно переоценить. Ведь дети очень склонны к стереотипным, застывшим, неизменным представлениям об окружающем. Необходимо показать им непостоянство свойств, изменчивость отношений. Это не только развивает мышление, но и закладывает элементарные основы диалектического подхода к явлениям окружающего мира. Как обучить приему "смысловое соотнесение" Когда ребенок научится соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию - соотнесению предметов по смыслу. Соотнести предметы по смыслу - значит найти какие-то связи между ними, лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать предметы между собой, обращая внимание на их функции, назначение, другие внутренние свойства или признаки. Сравниваемые предметы могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Например, это могут быть связи, основанные на отношениях типа "часть-целое" (колесо - машина, дом - крыша), на противоположности свойств предметов или явлений (например, соль - сахар, ночь - день и т.д.) на сходстве или противоположности функций предметов (ручка - карандаш, карандаш - резинка), на принадлежности к одному роду или виду (ложка - вилка, яблоко - груша) и других типах отношений. Обучение смысловому соотнесению - это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения. Последовательность обучения должна быть следующей:
Для развития мышления детей будут полезны игры и упражнения приведенные ниже. 1. НАЙДИ ОБЩИЙ ПРИЗНАКПоложим перед ребенком 12 карточек: два красных треугольника, два синих, один желтый; два красных круга, один синий; два желтых прямоугольника, один синий, один красный. В качестве образцов берем красный, синий и желтый квадраты и говорим: "Такие будешь класть сюда, такие - сюда, такие - сюда". Если ребенок уже привык выделять общий признак (основание) группировки, он сразу же поймет, что объединять карточки нужно по цвету, не обращая внимания на форму. В результате он разложит их так: два красных треугольника, два красных круга, один красный прямоугольник в одном столбике; два синих треугольника, один синий круг и один синий прямоугольник в другом; два желтых прямоугольника, один желтый круг в третьем. Снова смешиваем все карточки, даем задание: "А теперь положи все по-другому" - и кладем новые образцы: белый круг, белый квадрат, белый треугольник. Ребенку в данном случае нужно понять, что те же самые карточки следует разложить не по цвету, а по форме, т. е. действовать на ином основании, чем в предыдущем задании. Перестроиться намного труднее, чем выделить в первый раз принцип группировки предметов. Если ребенок не сможет сделать этого сразу, взрослый должен сам начать объединять предметы так, чтобы ребенок понял, что с чем сопоставляют. В другой раз следует предложить группировать предметы, взяв одинаковые по назначению (например, несколько машин, кукол, шаров или мячей). Их можно сначала разложить по предметной соотнесенности: в одну группу - все куклы, в другую - машины, в третью - шары или мячи. Потом перегруппировать по цвету: красные машины, кукла в красном платье и с красным бантом, красный шар; синие машины, кукла в синей одежде, синий шар; зеленые машины, кукла в зеленом, зеленый шар. В третий раз - по величине: большие машины, куклы, шары; маленькие машины, куклы, шары. Всякий раз, когда группировка выполнена, нужно сделать вывод: сказать, по какому признаку объединялись предметы. Потом спросить ребенка: "А как еще можно разместить предметы, чтобы у них что-то было одинаковое?" Такие занятия очень важны. Они воспитывают не только самостоятельность мышления, но и его подвижность, гибкость, т. е. качества, необходимые в учебной и в любой другой деятельности. Чтобы ребенок учился осмыслять все, что он делает, в конце занятий его обязательно нужно спросить: "Вспомни, как ты раскладывал игрушки (карточки, картинки) в первый раз. Почему ты их так разложил?" Помогите ему вспомнить, что в первый раз перед ним лежали, скажем, образцы-цвета: красный, синий, желтый. Поэтому предметы раскладывались по цвету. "А как ты разложил их во второй раз? Почему?" 2. НАЙДИ ОБЩИЙ ПРИЗНАК(2)Одновременно с классификацией по обобщающим словам можно предлагать группировку картинок или предметов без образца и без обобщающего слова. Это задание трудное, так как оно требует значительной самостоятельности мышления, действия без привычной опоры. Поэтому торопиться вводить такую группировку не следует. На первых порах задачу нужно упростить: ограничить количество групп и дать ребенку хорошо знакомые картинки, которые он много раз группировал по образцу и по обобщающему слову. Взрослый раскладывает на столе вперемешку все картинки, которые нужно сгруппировать, и говорит: "Я даю тебе картинки. Их нужно разложить в две коробки так, чтобы картинки в каждой коробке были чем-то похожи. Подумай, какие картинки ты положишь, в одну коробку, а какие - в другую". Если ребенок не решается начать действовать, взрослый сам раскладывает картинки по коробкам и спрашивает, по какому признаку он их подбирал. Потом предлагает малышу разложить другие картинки. В дальнейшем количество групп, которые можно выделить, ограничивать не нужно.3. ЧЕТВЕРТЫЙ - ЛИШНИЙПеред ребенком в произвольном порядке кладут четыре картинки, например, с изображением шкафа, стула, стола и платья. Чтобы правильно выделить лишний предмет (платье), он должен отнести к одной группе всю мебель и понять, что платье сюда не относится, потому что это одежда. Но ребенок может рассуждать и иначе: "Платье надо повесить в шкаф, а для этого надо встать на стул. А стол тут лишний". Поэтому, когда дошкольник ошибается, надо терпеливо выяснить, почему он исключил именно эту картинку, а не говорить сразу, что он ошибся. И только после этого объяснить принцип выделения лишнего, основанный на классификации.4. ОТВЕЧАЙ БЫСТРОИгра поможет упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными. Для игры нужно 4 таблицы, разделенные на 9 клеток (в каждой клетке - изображение птиц или животных).
Нужна также картинка с изображениями животных (рис. 2). Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу 1, предлагает сначала рассмотреть ее, а затем быстро отвечать на вопросы, которые он будет задавать. За правильный ответ играющий получает фишку. Вопросы к таблице 1
Вопросы к таблице 2
Вопросы к таблице 3
Вопросы и задания к таблице 4
Вопросы к рисунку 2
5. ЗАДАЧА-ЗАГАДКАСпособствует развитию логического, отвлеченного мышления. Успешность решения связана с умением правильно делать выводы. Изложение содержания загадки необходимо сопровождать рисованием на доске или листе бумаги. Загадка 1.Было две фигурки: круг и квадрат (изображают их в левой части рисунка) и два домика с окном (рисуют домики). Круг жил в домике с окном, а квадрат жил в домике 2 (схема этих суждений дается справа от изображения домиков). Где жил круг? (Изображение вопроса дается еще правее на рис. 3 а). При решении этой задачи ребенок учится делать альтернативный вывод: всего два домика, квадрат живет в одном из них, под номером 2; значит, круг живет в другом, под номером 1 (ответ изображается на рис. справа).Можно придумать несколько подобных задач, пока ребенок не научится рассуждать самостоятельно. Затем предлагается другой тип загадок, в которых дети должны понять смысл рассуждения, когда происходит совмещение признаков, указанных в разных суждениях на одном предмете. Загадка 2.Было две фигурки: круг и квадрат, а также три домика: один домик с окном и трубой, второй домик с окном и без трубы, третий домик с трубой и без окна (рис. 3 б). Каждая фигурка жила в одном из трех домиков. Круг и квадрат жили в домиках с окном, квадрат жил в одном из домиков с трубой. Кто где жил?Как правило, после успешного решения этой задачи дети уверенно справляются и с более сложной, подробный ход рассуждения при решении которой излагается ниже. Загадка 3.Было три фигурки: треугольник, круг и квадрат. Каждая из них жила в одном из трех домиков: первый домик был с высокой крышей и маленьким окном, второй - с высокой крышей и большим окном, третий - с низкой крышей и большим окном.Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. Нужно отгадать, в каком домике живет каждая фигурка (рис. 3 в). Давайте подумаем, как отгадать эту загадку. Что нам известно про фигурки? Что треугольник и круг живут в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. Про какую фигурку известно больше всего? Конечно, про круг. Что мы о нем знаем? Что он живет в домике с высокой крышей и большим окном. Есть на рисунке такой домик? Да, это домик 2. Напишем цифру 2 в ответ рядом с кругом (рис. 3 в, справа). Теперь можно узнать, где живет треугольник, он живет в домике 3. Почему? Потому что в загадке сказано, что треугольник живет в домике с большим окном. А мы уже узнали, что в одном таком домике уже живет круг, значит, в другом живет треугольник. Напишем в ответе рядом с треугольником цифру 3. А где живет квадрат? Конечно, в домике 1, потому что этот домик остался свободным. Напишем в ответе рядом с квадратом цифру 1. (Вместо цифр в ответе можно рисовать соответствующие домики). После неоднократного разгадывания подобных загадок, в которых могут быть использованы одинаковые геометрические фигуры, разного цвета буквы, цифры и т.п., полезно предлагать детям самостоятельно придумывать похожие загадки.
|
р е к л а м а |
|
|
р е к л а м а |