назад содержание вперед
   

р
е
к
л
а
м
а
  Дизайн студия "Saitings" оказывает следующие услуги: Разработка web-сайтов, Модернизация web-сайтов, Поддержка web-сайтов, Реклама web-сайтов, Продвижение web-сайтов, Реклама в Интернет для тех кто не имеет web-сайта, Поиск информации в Интернет, Наладка компьютеров и выход в Интернет.   / подробней /
Наша сила в качестве!
  р
е
к
л
а
м
а

2.5 Как развивать произвольную память

Память - это общее свойство мозга. Без памяти не может происходить обучение, мышление.

Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:

  • Обучение умению принимать мнемическую (от греческого "mneme" - память) задачу. Для этого наиболее эффективными являются условия игровой деятельности, когда цели запомнить и вспомнить имеют для ребенка совершенно конкретный и актуальный смысл. Активное запоминание нужной информации предполагает овладение элементарной формой повторения как приема запоминания. Эта форма повторения просто сопровождает процесс принятия задания: ребенок сразу по ходу сообщения этого задания как бы по инерции повторяет за взрослым то, что следует запомнить (например, когда взрослый просит малыша запомнить предметы, которые нужно купить в магазине - игра "Купи в магазине..."). Такое повторение обычно легко осознается детьми и довольно быстро усваивается как прием запоминания. Активное воспроизведение - это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запоминания. При отсутствии стремления вспомнить ребенок обычно сразу констатирует, что забыл нужную информацию, и обращается к взрослому за помощью. Обучение активному воспроизведению - это обучение умению действовать в ситуации воспроизведения самостоятельно, обращаться сначала к себе, к своей памяти и "доставать" из нее хоть какую-то забытую информацию. Овладение умением принимать мнемическую задачу является необходимым условием для перехода от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному.
  • Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения. На этом этапе основное внимание сначала нужно уделить дальнейшему развитию приема "повторения", поскольку он легче всего формируется и овладение им не требует предварительного обучения каким-либо мыслительным действиям. Прием повторения должен приобрести здесь новую функцию - функцию воспроизведения. "Воспроизводящее повторение" - это повторение не по ходу восприятия задания, а уже после того, как оно получено. Такое повторение имеет более активную форму, так как предполагает самостоятельное воспроизведение ребенком задания.
  • Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической задачи, т.е. осуществлять самопроверку. Психологической основой самопроверки является умение человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом. Целью такого соотнесения является своевременное исправление ошибок и недопущение их в последующем.
Основу самопроверки составляет "воспроизводящее повторение", но она не сводится только к нему. Самопроверка - это более сложное действие, включающее "воспроизводящее повторение" плюс сопоставление воспроизведенного материала с самим материалом, который нужно запомнить. Овладеть этим умением ребенку гораздо труднее, чем собственно "воспроизводящим повторением". Но при целенаправленной тренировке под руководством взрослого он в состоянии это сделать. Как нужно повторять?

К 5 - 6 годам значение приема "повторения" как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (повторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь шевеля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).

Итак, как обучать приему "повторение"? Рассмотрим этот процесс на примере игры "Запомни предметы". Суть игры простая: вы показываете ребенку на короткое время определенное количество знакомых ему предметов, он должен их запомнить, а потом воспроизвести.

Первое, чему следует обучить малыша, - это называть вслух предметы, которые необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих предметах и разобрался в них. Ведь сказать, как называется предмет можно только после того, как проведен хотя бы элементарный анализ по его распознаванию. Предложите малышу взять предмет в руки, потрогать, изучить его форму. Данный прием способствует повышению эффективности запоминания, так как используется еще один канал поступления информации - тактильный. Объясните малышу, что лучше запоминается то, что удается не только увидеть и услышать, но еще и пощупать.

Второй этап - обучение простому повторению запоминаемой информации. В данном случае - повторное называние каждого предмета. Пусть ребенок назовет все предметы два-три раза, но не подряд один и тот же, а как бы по кругу: сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и т.д. (например, первое повторение: "санки", "вилка", "портфель" ... "помидор"; второе повторение: "санки", "вилка", "портфель" ... "помидор"). Такое повторение хоть и улучшает запоминание, но еще не является самым эффективным. Овладение им важно для подготовки к следующему этапу.

Третий этап - обучение повторению с выделением различных особенностей запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разнообразными, попросите малыша каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание на какую-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении - на ручку портфеля, при втором - на его замочек и т.д.).

Наконец, четвертый, самый важный и самый сложный для ребенка этап - обучение самопроверке того, что удалось запомнить. После того как сделано повторение, предложите малышу проверить себя - насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо (с целью закрепления такое воспроизведение "с закрытыми глазами" можно повторить еще раз). Если же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то предложите малышу еще раз посмотреть на предметы, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактически еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже избирательностью, так как повторяется прежде всего то, что хуже запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз.

Каждый этап направлен фактически на обучение определенным приемам, поэтому пропускать никакой из них нельзя. Прием "называние вслух" предмета следует постепенно перевести из внешней, громкой речи во внутреннюю (называние про себя). Не стоит стремится, однако, к тому, чтобы ребенок быстро проскочил этап "громкой речи" и перешел к действию в уме. Для успешного овладения этим приемом крайне необходимы оба этапа. Переход к мысленному повторению имеет очень важное значение, поскольку делает возможным дальнейшую интеллектуализацию процесса запоминания. Такой переход является фундаментом, на котором можно формировать не только более сложные, но и более эффективные логические приемы запоминания.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не ограничивался только "простым повторением". У него может закрепиться стереотип использования этого приема, и в последующем он будет ориентироваться только на него. А это - предвестник зубрежки, которая, как известно, отрицательно влияет на память, засоряя мозг ненужным, неосмысленным материалом.

По мере овладения приемом "самопроверки" можно стремиться к сокращению количества простых повторений. Например, сразу после первого повторения проводить самопроверку и, в зависимости от ее результатов, осуществлять следующее повторение.

Через какие промежутки времени следует делать повторения? Оптимальным считается повторение через 15 - 20 минут, через 8 - 9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторения перед сном, за 15 - 20 минут до сна, а также утром на свежую голову.

Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом "повторение", можно переходить к обучению более сложным - логическим приемам запоминания, основанным на тех или иных способах логического мышления. К их числу относятся, например, "группировка", "смысловое соотнесение" и "схематизация". Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется соответствующее умственное действие, а на втором - ребенок обучается умению применять это действие с целью запоминания и воспроизведения.

В возрасте 5 - 7 лет мы рекомендуем делать акцент на развитии мнемических приемов "группировка" и "смысловое соотнесение". Как обучить мнемическому приему "группировка".

Начинать обучение мнемическому приему "группировка" можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом "обобщение".

Этапы обучения: первый этап - обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа "фрукты"), собака, медведь, тигр, коза, антилопа (группа "животные"). Ребенок должен назвать эти группы соответствующими обобщающими словами ("фрукты" и "животные"), запомнить сами картинки и отвернуться. После этого убирается одна группа и предлагается малышу вспомнить, какая это была группа и какие картинки в нее входили. Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того, чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.

Второй этап - обучение запоминанию с предварительной группировкой предметов, осуществляемой совместно со взрослым. Здесь раскладываются картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе с ребенком определяются и называются обобщающими словами имеющиеся группы картинок и малыш их запоминает. После этого убираются 2-3 картинки одной группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были картинки. На этом этапе ребенок учится непосредственно перед запоминанием картинок проводить их группировку. Правда, пока с помощью педагога.

Третий, заключительный этап - обучение запоминанию с предварительной самостоятельной группировкой предметов. Здесь делается все то же самое, что и на втором этапе, только предоставляется ребенку возможность проводить группировку картинок самостоятельно. И делать это он должен обязательно вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы. Сначала, если малыш будет забывать о проведении группировки, можно ему об этом напоминать. Однако в конечном итоге он должен научиться делать это без напоминания. Когда у него уже все будет получаться, можно переходить к проведению группировки "в уме", т.е. без называния обобщающих слов и картинок.

По мере перехода от одного этапа к другому необходимо понемногу увеличивать общее количество картинок (до 15 - 20) и количество групп, в которые они могут быть объединены (до 4 - 5). После того как "группировка" будет освоена на материале реальных предметов или картинок, рекомендуется перейти к использованию этого приема для запоминания слов.

Как обучить мнемическому приему "смысловое соотнесение".

Как и в случае с "группировкой", обучение мнемическому приему "смысловое соотнесение" следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начинать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других. Сделать это можно так. Ребенку показывают 5 "основных" картинок, а когда он их внимательно рассмотрит - еще 5 "дополнительных" картинок, каждая из которых имеет определенную смысловую связь с какой-нибудь "основной" картинкой (например, лыжи - лыжные палки, яблоко - груша и т.п.). Затем идет подбор к "основным" картинкам "дополнительных" так, чтобы образовались сходные по смыслу пары. Когда малыш это сделает, убираются "дополнительные" картинки и предлагается ему вспомнить их, используя "основные" (они остаются перед ним). Таким образом, ребенок учится по "основным" картинкам воспроизводить "дополнительные". Это первый этап обучения.

На втором этапе решаются те же задачи, что и на первом, только вместо "основных" картинок используются слова. Называются 7 - 8 слов и предлагается столько же "дополнительных" картинок. При этом картинки подбираются малышом сразу по ходу называния слов (вы назвали слово, он подобрал к нему картинку, сходную по смыслу). Затем картинки убираются, опять зачитывается последовательно каждое слово, а ребенок должен вспомнить, какую картинку к этому слову он подбирал. На этом этапе ребенок закрепляет навык использования одного объекта (слов) для воспроизведения другого (картинок). Следует отметить, что для дошкольников запоминание и воспроизведение слов труднее, чем картинок.

Третий этап посвящен обучению обратной, в сравнении с предыдущими случаями, операции, а именно: использованию "дополнительной" картинки для воспроизведения "основной". Здесь сразу ставится перед ребенком задача - запомнить "основные" картинки, использовав для этого "дополнительные". Так, раскладывается на столе 8 - 9 "основных" картинок, а затем столько же "дополнительных". Ребенок к каждой "основной" картинке подбирает похожую по смыслу "дополнительную", после чего убираются все "основные" картинки и ребенок вспоминает их, ориентируясь по оставшимся на столе "дополнительным". Этот этап является очень важным для обучения, так как он моделирует уже реальную ситуацию, в которой обычно применяется мнемический прием "смысловое соотнесение", - когда запоминание и воспроизведение основного материала происходит с опорой на смысловые связи, установленные с материалом дополнительным.

Четвертый этап аналогичен третьему, с той лишь разницей, что вместо "основных" картинок ребенок должен запоминать слова. Вы последовательно читаете 10 слов. После каждого слова ребенок подбирает "дополнительную" картинку, которая подходит по смыслу, и может облегчить запоминание этого слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, малыш называет те слова, которые он запомнил. При воспроизведении слов он должен опираться на наглядно представленные "дополнительные" картинки.

Пятый этап - заключительный. В нем продолжается обучение ребенка использовать "дополнительные" картинки в качестве опоры для запоминания и воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После того как зачитываются все слова (а их количество на этом этапе можно довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, эти картинки со стола убираются и ребенок восстанавливает слова. Таким образом, на этом этапе ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с осмысленной опорой на картинки.

Вполне возможно, что достичь абсолютного успеха на пятом этапе ребенку 6 - 7 лет будет не просто. Тогда обучение и тренировки следует продолжать и в более старшем возрасте, поскольку без овладения данным приемом трудно будет освоить другие, более сложные приемы запоминания, обучение которым предполагается в 8 - 10 лет.

Если ребенок овладеет указанными приемами, его память станет более цепкой и прочной.

Игра СОБЕРИ УРОЖАЙ (рис. 5 а, б) развивает не только способность одновременно удерживать в памяти как можно больший объем информации, но и пользоваться ею для решения таких задач, как классификация, выявление сходства и различия и т.д. Для нее готовятся парные карточки (по 2 с изображением одного и того же предмета), которых может быть 36 или 64.

После перемешивания карточки раскладываются вверх рубашками (которые должны быть одинаковыми) так, чтобы образовать прямоугольную или квадратную фигуру. Играющие, которых может быть двое и больше, по очереди открывают и переворачивают по две карточки, называя, что на них изображено. Если рисунки разные, то карточки вновь переворачивают рубашкой вверх, не меняя их расположение. Если встречаются парные карточки с изображением одного и того же предмета, играющий забирает их себе. Поскольку при этом оставшиеся карточки лежат на своих местах, играющие, открыв одну карту, могут вспомнить, где лежит парная и постараться найти и открыть именно ее. Побеждает тот, кто больше наберет парных карточек.

Можно придумать множество вариантов рисунков для этой игры. Они могут быть посвящены теме космоса, героям сказок и мультфильмов, на них могут быть изображены геометрические фигуры, буквы, цифры и т.д. Увлекательность игры позволяет развить не только память, но и работоспособность, дифференцировочное торможение, внимание - так необходимые в учебной деятельности.

назад содержание вперед

р
е
к
л
а
м
а
 
Saitings
Качественный веб-сайт всего за 300 у.е.
подробно...
     
Saitings
Качественный веб-сайт всего за 300 у.е.
подробно...
  р
е
к
л
а
м
а

Hosted by uCoz