назад | содержание | вперед |
р е к л а м а |
Дизайн студия "Saitings" оказывает следующие услуги:
Разработка web-сайтов, Модернизация web-сайтов, Поддержка web-сайтов, Реклама web-сайтов, Продвижение web-сайтов,
Реклама в Интернет для тех кто не имеет web-сайта, Поиск информации в Интернет, Наладка компьютеров и выход в Интернет. / подробней /
|
р е к л а м а |
Цель его: повышение активности родителей в подготовке детей к школе, систематизация имеющихся у них знаний, вооружение практическими приемами работы с детьми. Очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения в этом случае выступает как воспитатель детей и партнер родителей. От правильного выбора форм работы дошкольных учреждений с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.). Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми. Педагогическая просветительская работа должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии. Лекторий Большую роль на занятиях играет форма общения воспитателя с родителями. Как показывает опыт, оптимальными являются лекции - беседы, лекции - диалоги. Для эффективности общения важно достичь психологического контакта между общающимися. Слушатель настроен на диалог с лектором, поэтому лектор с установкой на монолог заранее обречен на неудачу. На основе сказанного следует выделить некоторые требования к общению с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча: занятия лучше строить в форме лекций - бесед, диалога, по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их. Необходимо признать в слушателях партнеров по общению. Текст следует рассказывать своими словами, а не читать. Очень важны своевременность и форма оповещения родителей о проведении занятий. Объявление, извещающее о занятии должно включать его краткий план, вызвать интерес у родителей и создать установку на восприятие материала. Название занятия должно быть "агитирующим" - в нем необходимо заключать проблему. Примерная тематика лекций для родителей Тема 1: Ваш ребенок и его готовность к школьному обучению.
Содержание Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении и в семье. А поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного образа жизни, системы отношений с окружающими, где центральное место занимает общественно значимая учебная деятельность. Характерной особенностью нашего времени является постоянное совершенствование содержания школьного образования. Современная школа требует от детей не столько каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, более высокого уровня способности к управлению своим поведением, большей работоспособности. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их, прежде всего, вопросы специальной подготовки - обучение чтению, счету, письму. Однако для полноценного воспитания этого недостаточно. Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы, которая обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы. В связи с этим понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе. Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению. Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе, как часто думают взрослые. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье. Такую готовность мы формируем, создавая условия для развития всех видов детской деятельности (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников - мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения. Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык. Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Поэтому первоочередной заботой родителей и воспитателей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т.е. обучения. Однако такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и его надлежащий темп. Часто взрослые перегружают ребенка сложными, непосильными заданиями, утомляют его бесконечными тренировками, принуждая к усвоению знаний и умений без их необходимого осмысления. В этом случае игнорируются закономерности психического развития ребенка, его возрастные возможности, особенности, интересы и потребности. В результате у него гасится познавательный интерес, возникает отрицательное отношение к учению. Надо ли говорить, какой вред приносят подобные занятия? Чтобы этого не случилось, обучение должно быть развивающим, т.е. основываться на учете возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Тема 2:Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Содержание Дошкольное детство-небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием, формирование взаимоотношений с другими людьми и многое другое. Невольно возникает вопрос: за счет чего возможно столь быстрое усвоение обширнейшей программы? В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей бывает в 2 - 3 года. В своей замечательной книге "От двух до пяти" К.И.Чуковский собрал многочисленные примеры детского словотворчества, свидетельствующие о сензитивности детей этого возраста к языковым явлениям. Из опытов и наблюдений психологи и педагоги знают, что 5-летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. Вероятно, в 5 лет ребенок наиболее сензитивен для этого. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сензитивные периоды. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время - потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям. И если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует о том, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Ребенка дошкольника отличает непосредственность, импульсивность поведения, способность удивляться не вызывающим с точки зрения взрослых удивления вещам и событиям, желание все знать, яркая эмоциональность. Эти качества вызывают со стороны взрослых постоянные воспитательные воздействия. Чтобы эти воздействия были успешными, они должны основываться не на голом принципе, а на понимании поведения ребенка, своеобразия его психики. Л.С.Выготский отмечал, что развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. Критические возрасты перемежают стабильные. Они являются переломными, поворотными пунктами в развитии. Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет. Каждый стабильный период или возрастной этап завершается так называемым кризисом развития. Кризисов 3: кризис 1 года, 3 и 7 лет. Перемены, происходящие в эти периоды с детьми закономерны и свойственны всем детям в определенном возрасте. Причины возникновения кризисов связаны с противоречием между новыми потребностями ребенка и старыми способами их удовлетворения. 7-летнего ребенка не устраивает, если к нему относятся как к маленькому. Он хочет быть взрослым. Ребенок понимает, что взрослые считают учение делом серьезным. Обычно дети с радостью встречают перемену в своей жизни - они радуются тому, что стали школьниками. Как правило, ребенка привлекает внешняя сторона дела: ходить в школу с портфелем, иметь пенал, получать оценки. Но у ребенка могут возникнуть трудности в учении, что может привести к безразличию, потере интереса, "насыщению" учением. Предупредить возникающие в школе трудности может определенная психологическая готовность к обучению в школе. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-нибудь интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. В психологии есть такое понятие: познавательные интересы. Познавательные интересы возникают уже в дошкольном детстве: в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Познавательная направленность присуща в той или иной мере всем нормальным детям. Перевести эту направленность в русло познавательных интересов - задача взрослых, которая должна осуществляться на протяжении всего дошкольного детства. Общего рецепта формирования познавательных интересов нет, но если папы и мамы постараются придерживаться хотя бы некоторых принципов - у детей возникнут предпосылки познавательных интересов. Прежде всего, не следует "отмахиваться" от детских вопросов, оставляя их без внимания. Отвечая - не сообщать прописные истины, которые ребенок не в состоянии понять, а переводить эти истины на язык детства. Язык детства - не сюсюкание и не прибавление к словам уменьшительных суффиксов -чка, -шек, -ушка, -юшка и т. д. Язык детства - это то, что доступно пониманию ребенка. Поэтому лучше, если возможно, показывать детям интересующие их предметы и события, а не ограничиваться "голыми" словами. Полезно использовать любовь детей к загадкам, ставить перед ними вопросы, на которые они могут ответить самостоятельно, опираясь на собственный опыт деятельности. И главное, постоянно давать детям пищу для ума, тем самым создавая познавательную активность. Многие дети, поступающие в I класс, умеют думать, стремятся узнавать, каждое их проявление свидетельствует об активных познавательных интересах. Однако в школе они могут столкнуться с трудностями другого рода. Общеизвестно, что учиться иногда бывает совсем не увлекательно - и в учении (как и в любом деле) есть "скучные", но обязательные моменты. Для того чтобы принять систему школьных требований (в которую входят и "скучные" моменты), чтобы быть сосредоточенным и внимательным на уроках, слушать объяснения учителя и стараться максимально их запомнить, чтобы выполнять домашние задания не "из-под палки", нужно уметь управлять своим поведением. Уровень волевого развития ребенка психологи считают наряду с развитием познавательных интересов важнейшей стороной психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным. Но в общем, у нормальных 7-летних детей должно быть умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо". Но многие поколения родителей, не обладающие специальными психологическими знаниями, часто добивались успеха, воспитывая волю ребенка. Обычно они постепенно и настойчиво приучали детей к какому-нибудь малопривлекательному занятию (убирать за собой игрушки, ставить разбросанные книги на место, поливать ежедневно цветы, накрывать на стол, приносить газеты и т. п.). Если порученное ребенку дело он выполняет изо дня в день, складывается привычка, которая часто действует вопреки желанию играть, гулять, рисовать. Таким образом, психологическая готовность к обучению в школе включает два "ключевых" момента: познавательные интересы и умение управлять своим поведением. Тема 3: Развитие предпосылок к школьному обучению.
Содержание Что значит развивать познавательные способности ребенка? Это никак не сводится к тому, чтобы дать ребенку "готовые" знания, умения и навыки. Речь прежде всего должна идти о том, чтобы воспитать у него потребность в знаниях и сформировать способы их приобретения, т.е. научить думать. От того, насколько у школьника развита познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения. Ребенок от природы любознателен. Он очень рано начинает интересоваться окружающим миром. Все малыши - "почемучки". От того, как взрослые отвечают на их бесчисленные вопросы, и зависит, угаснет или разовьется природная любознательность ребят. Скажем, когда ребенок задает вопрос о причинах каких-либо явлений, взрослый может прямо ответить на него, даже объяснить, а может так организовать опыт самого ребенка, что ответ будет найден им самим. Например, малыш спрашивает: "Почему у стола четыре ножки?" Можно сказать: "Иначе он упадет", и ребенок этим ответом удовлетворится. Но поддержит ли это его пытливость, создаст ли желание задумываться над физическими закономерностями окружающего? Вряд ли. Во всяком случае в значительно меньшей степени, чем тогда, когда мы поступим иначе: вывернем одну ножку у игрушечного стола и предложим ребенку поставить на этот угол достаточно тяжелый предмет, допустим деревянный кубик. Малыш убедится сам, что стол потерял устойчивость, и легко найдет этому объяснение: "Потому что положили тяжелое, а здесь не подперто". Основой всей познавательной деятельности дошкольника является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. Для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира и осмыслить воспринятое, необходима специальная работа. Именно полноценному восприятию надо учить ребенка, т. е. умению выделять предмет (явление) из ряда подобных или отличных, опираясь на цвет, величину, форму, звук. Для того чтобы развить восприятие дошкольника, можно придумать множество игр, побуждающих ребят учитывать свойства и отношения предметов. Особую роль в развитии восприятия и представлений ребенка о свойствах и отношениях предметов играют различные дидактические (обучающие) игрушки: матрешки, пирамидки, кубы-вкладки, башенки, "почтовый ящик". Все они дают возможность малышу не просто выполнить задание, а овладеть определенными способами ориентировки в задании. Владение этими способами, в свою очередь, предопределяет успешность его продвижения в познании действительности. Процесс восприятия неразрывно связан с уровнем развития мыслительной деятельности. Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
Наглядно-образное мышление, так же как и наглядно-действенное, необходимо человеку всегда. От того, как оно развито, как сформировано, во многом зависит способность к творческой деятельности. К концу дошкольного периода при правильном руководстве со стороны взрослых наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня. Его развитие стимулирует использование моделей, схем, опора на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия. При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту у ребенка должно быть сформировано умение словесно планировать и фиксировать свои действия, необходимые для развития образного мышления. А речь должна быть результатом мысли, а не опережать или подменять ее. Лишь в этом случае слово станет опорой мышления, сделает его более обобщенным и подвижным. Параллельно с наглядно-образным в дошкольном возрасте развивается и логическое мышление. Элементы логического мышления закладываются также и при формировании математических представлений. Основой любой интеллектуальной деятельности является внимание. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Психологами установлено, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно "извлекать" из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения. Обучение ставит перед ребенком новые задачи, не похожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать. Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностями другого. Что бы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрацию, устойчивость, объем, распределение и переключение. Еще одним важным психическим процессом является память. Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. Различают такие процессы памяти как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти. К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование - у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушится лавина сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными. Чтобы они запоминались непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. Этому можно и нужно заранее научиться. У ребенка 5 - 7 лет можно и нужно развивать все виды памяти - образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе. При "тренировке" памяти ребенка необходимо соблюдать следующие привила:
Существует два способа запоминания: механический и осмысленный. Механическое запоминание, т.е. зазубривание, приводит к тому, что ребенок не может применять свои знания в жизни. При осмысленном запоминании ребенок усваивает гораздо больше информации и сознательно пользуется своей памятью в решении разнообразных жизненных задач. Повторение - одно из наиболее важных условий запоминания, но полезно только осмысленное повторение. Поэтому заучивать материал необходимо медленно, чтобы ребенок мог его осмыслить. Самый распространенный прием "тренировки" памяти - заучивание наизусть стихов. Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: "Представь себе такую ситуацию...", "Вообрази себе, что ты..." или "Ну, придумай же что-нибудь!" Так вот, для того чтобы все это делать - "представлять", "воображать", "придумывать", - нам необходимо воображение. К этому лаконичному определению понятия "воображение" следует добавить лишь несколько штрихов. Когда человек воображает (конечно, в хорошем смысле этого слова), в его сознании возникают разнообразные психические образы. И в зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое). Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним понятия "воображение") позволяет как бы "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат. Различают
Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал нашего воображения. Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребенок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя. Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, "сензитивный" период для развития воображения - это дошкольный возраст. Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребенка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве "для себя", к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, фантазия имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем. Таким образом, нами были рассмотрены познавательные процессы, но нельзя не упомянуть и о других навыках, которые в той или иной степени должны быть развиты в ребенке к обучению в школе. 2. Развитие навыков учебной деятельности. К старшему дошкольному возрасту у детей формируются элементы учебной деятельности, в частности интерес к познанию, умение настойчиво двигаться к поставленной цели при решении практической, познавательной и даже чисто учебной задачи, стремление и умение преодолевать посильные трудности, правильная оценка своих успехов и неудач (самоконтроль). Чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют, на наш взгляд, следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам, 2) осуществлять контроль за собственными действиями и 3) "ручная умелость", обеспечивающая подготовку руки к письму. Учебная задача и учебные действия Учебная деятельность - это деятельность, направленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность является прежде всего деятельностью по самоизменению. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и неумеющего превращается в знающего и умеющего. Учебная задача - главный элемент учебной деятельности. Не любая задача, взятая из учебника, является учебной, а только та, которая содержит в себе учебную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности характерно теоретическое отношение к действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольника главным является то, что должно быть достигнуто, т.е. цель, то в теоретической (учебной) деятельности младшего школьника, цель отступает на второй план, и главным становится то, как она может быть достигнута, т.е. способ действия. Учебные действия - это предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов решения какого-то класса задач. Вся учебная деятельность состоит из учебных действий. Например, во время решения учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к необходимости введения единицы измерения. Особый класс учебных действий составляют действия самоконтроля и самооценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя. Формирование действий самоконтроля. Самоконтроль - это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности: Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И только при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное формирование общей способности у учению. Дети 5 - 6 лет уже обладают достаточно большими возможностями в регуляции своего поведения. В условиях лабораторного эксперимента установлено, что они способны простоять в неподвижной позе "часового" довольно длительное время - до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бумаги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры - почти 72 минуты. Подготовка руки к письму. Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой "ручной умелости". Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма. Содержательная сторона - это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется. Двигательная сторона письма - это умение сохранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением. Обучение письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ребенок применит к новой для него деятельности. Каким же образом можно развивать "ручную умелость"? Этому способствуют такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других материалов. По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все-таки является рисование. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных "соседей" подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка, интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов. В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме. Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3 - 4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма. Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются плавностью линий и рисовать которые, нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть покрупнее. 3. Развитие речи. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь. Речь выполняет в жизни человека самые различные функции - общения, передачи накопленного человечеством опыта (знаний, умений, навыков), регуляции действий. Чтобы эти функции речи своевременно появлялись и полноценно реализовывались, нужны соответствующие условия. Обогащению общения в значительной степени способствуют и такие виды деятельности, как совместный труд, театрализованные представления и т.п. Особенно благоприятной оказывается для этого ситуация совместных занятий. Здесь перед родителями открываются большие возможности для того, чтобы воспитать у ребенка культуру общения - учить его терпеливо выслушивать другого человека, не перебивая, обсуждать чужую точку зрения, спокойно анализировать ее, не обижаться на критические замечания и самому высказывать их без раздражения, вежливо, доброжелательно. Во время таких занятий можно также развивать четкость и ясность речи, умение правильно формулировать свою мысль, чтобы она была понятна другими. Но делать это надо ненавязчиво, не подменяя речью деятельность, не подавляя эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, потребность в общении постепенно угаснет, а сама речь перестанет быть опорой мысли и чувства. Поэтому, организуя общение, мы должны чутко следить за настроением ребенка и хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где у малыша еще нет нужного слова, надо сочетать речевые и неречевые, например жестовые, средства общения. Скажем, если ребенок просит дать ему предмет, названия которого он не знает, вполне допустимо употребление указательного жеста ("Дай мне вот это", - говорит ребенок и указывает на нужный ему предмет). Речь является также средством усвоения общественного опыта (знаний, способов действий) и мышления, т. е. выполняет познавательную функцию. Однако в дошкольном возрасте создаются лишь предпосылки для осуществления этих задач. 4. Математические способности К этому возрасту у дошкольника складываются и элементарные математические представления. Знакомство с ними отнюдь не сводится к заучиванию чисел по порядку. Мало пользы от того, что ребенок бегло "считает" от одного до ста. Гораздо важнее умение ориентироваться в количественной стороне действительности: сопоставлять и соотносить предметы по количеству (больше, меньше, поровну); выделять отдельные предметы из множества, пересчитывать их и называть итоговое число (отвечать на вопрос "сколько всего"); знать состав числа в пределах первого десятка (число два состоит из двух единиц; число три состоит из трех единиц или из двух и одной единицы и т. д.). На основе этих представлений дети-дошкольники овладевают простейшими счетными операциями - сложением и вычитанием. Элементарные математические представления не могут сформироваться без сопоставления предметов по величине, форме, пространственному отношению. Начиная сравнивать, сопоставлять предметы по разным параметрам, дети уже к 6 годам могут пользоваться измерением с помощью условной мерки: веревочки, полоски бумаги, чашечки и др. Они могут измерять не только протяженные тела (длина палки, бруска, высота ворот и др.), но и сыпучие и жидкие (песок, вода, крупа и т. д.). Таким образом они усваивают понятие единицы измерения. Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6 - 7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач родителей и педагогов - выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе. Темы лектория могут быть конкретизированы, углублены, дополнены с учетом потребностей родителей в педагогических знаниях, которые выявляют в ходе родительских собраний, бесед и консультаций. В ходе изложения материала следует использовать разнообразные примеры из практики, педагогические ситуации, сочетать теоретический материал и практический. " Психолого-педагогический практикум Психолого-педагогический практикум может применяться после прочтения лекции. Вопросы для родителей " Вашему ребенку уже 5-6 лет. Какими видами деятельности он должен владеть в этом возрасте и какими из них он реально занимается? (Ребенок должен заниматься такими видами деятельности, как игра, прежде всего сюжетно-ролевая, конструирование, изобразительная деятельность, элементы трудовой и учебной деятельности). " Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Предложите ему нарисовать план вашей комнаты или двора, где он всегда гуляет. Как он с этим справляется? (К концу дошкольного детства ребенок должен уметь изобразить на плане пространственные соотношения, учитывая их форму и величину). " Какие основные свойства внимания следует развивать у дошкольника? (Следует развивать распределение внимания, переключение и устойчивость). " Какие качества внимания указывают на наиболее высокий уровень его развития и должны быть сформированы к концу дошкольного детства? (Произвольность и опосредованность внимания). " Вашему ребенку уже 5-6 лет. Предложите ему запомнить 7-8 слов, глядя на близкие по смыслу запоминаемым словам картинки, а затем без картинок (наборы слов должны быть различными, но примерно одинаковыми по сложности). Какой вид памяти включается при запоминании с опорой на картинки? В каком случае запоминание точнее? (Лучше ребенок должен запоминать слова с использованием картинок, так как уже к концу дошкольного возраста должна быть развита опосредованная память, которая помогает удерживать информацию с помощью установления смысловых связей. Если картинки не помогают ребенку, обратите внимание на развитие его смысловой, опосредованной памяти). " Может ли проявляться у дошкольника логическое мышление? Если да, то в каких ситуациях? (Рассуждать логически дошкольник может в тех ситуациях, когда он опирается на свой опыт и если он имеет некоторую практику в решении логических задач). " Когда и как начинают складываться познавательные интересы ребенка? (Первые проявления познавательных интересов - это разнообразные вопросы, которые начинают задавать дети с 3 - 4 лет. Ответы на такие вопросы должны стимулировать познавательную активность ребенка). " Исчерпывается ли развитие мышления ребенка формированием наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления? (Кроме развития всех 3 основных видов мышления у ребенка должны быть сформированы творческие компоненты мыслительных процессов. Формируются они посредством специальных задач, которые следует предлагать ребенку). " Каковы основные пути в развитии воображения дошкольника? ( Воображение развивается в процессе овладения ребенком различными видами деятельности: прежде всего в игре, а также в изобразительной деятельности, конструктивной и др. Кроме того, ребенку можно давать специальные задания, направленные на развитие у него подвижности образов, умения найти собственное решение, дать несколько вариантов выполнения одного и того же задания). " Вы играете с ребенком в знакомую ему игру. Попросите его рассказать правила игры новому играющему. Какую форму речи ребенок должен использовать? В каком возрасте ребенок должен справиться с этой задачей? (В данном случае ребенок должен использовать объяснительную речь, которой он может хорошо владеть с 5 - 6 лет). " Почему ребенок часто сопровождает свои действия речью? О чем это говорит? (Действия ребенка часто сопровождает эгоцентрическая речь. В ней выражается планирующая функция речи, которая сначала слита с действием. Наличие эгоцентрической речи свидетельствует о развитии мышления ребенка, является этапом перехода к внутренней речи). " По выходным дням дети старше пяти лет гуляют одни (если позволяют условия: безопасный двор, улица и т.п.). Вы позвали ребенка домой, а он не идет или не сразу приходит. Что вы будете делать? (В первый раз такое непослушание не заслуживает строгих мер. Ребенку следует объяснить, что вы его звали по делу (пора обедать, например) и чтобы в следующий раз он приходил сразу. Если увещевания не помогают, можно лишить ребенка какого-либо удовольствия (той же прогулки, телевизионной передачи и т.п.). " Вы узнали, что ваша 6-летняя дочь рассказывала приятелю о самостоятельном посещении детского парка. Девочка соврала. Как вы поступите? (Постарайтесь выяснить, почему она так поступила (может быть выдавала желаемое за действительное), а потом уже переходите к объяснениям. Но постарайтесь не употреблять сильных выражений типа: "Ты лгунья!"). " Консультирование На занятиях педагогического всеобуча не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволит в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет. Педагоги отмечают значение индивидуальной работы с родителями в процессе их педагогического просвещения. Индивидуальная работа с родителями необходима и потому, что семья - глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы. Основной формой индивидуальной работы является педагогическая консультация. Ценность ее в том, что родители идут на консультацию по собственной инициативе, настроены на обсуждение волнующих их проблем, стремятся получить знания, необходимые для целенаправленного воздействия на личность ребенка, ищут помощи в выборе рациональных форм педагогического руководства. Естественность обстановки во время консультации исключает психологический барьер между педагогом и родителями. Устные консультации можно проводить в специально назначенный для них день. Лучше дни консультаций и занятий согласовать с родителями, так как многие из них заняты на работе в вечернее время, работают по скользящему графику. Иногда в работе с семьей имеют место и незапланированные консультации. Бывает так, что родители обращаются к воспитателю с просьбой ответить на тот или иной вопрос, и от воспитателя требуется умение быстро найти на него правильный ответ. Не страшно, если воспитатель в чем-то сомневается, не уверен в правильности имеющихся знаний. Можно сказать родителям, что ответ на этот вопрос сложен, нужно время на его подготовку. Конечно, педагог обязательно должен сдержать свое обещание, данное родителям, и изучив нужный вопрос, дать консультацию. Таким образом, индивидуальная работа с родителями конкретизирует и дополняет коллективные занятия, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать ее возросшие воспитательные возможности. " Педагогическая помощь Педагогическая помощь родителям оказывается посредством оформления "Родительского уголка", который содержит в себе различные памятки, информацию папок-передвижек, полезные советы, задания для родителей, а также информацию и сообщения о планируемых мероприятиях, занятиях и т.д. Таким образом, данная форма просвещения родителей позволяет дополнить словесную информацию для родителей по вопросам подготовки детей к школе, дать практические советы, рекомендации в этой области знаний; оповестить о планируемых занятиях с родителями, консультациях. Рекомендуемая тематика для "Родительского уголка" Психолого-методические рекомендации для родителей Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами: А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка! Советы родителям " Как научить ребенка отгадывать загадки Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость процесс и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в частности, способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения. Нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке. Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа. Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке. Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы. Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще. " Как лучше учить стихи. Научить детей запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовить их к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти. Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс. Первый метод - это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Далее заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он просит ребенка ее повторить. Строку из 4 - 5 слов не сложно повторить даже 5-летнему малышу. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы взрослый сам показал малышу, как это делать. Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки - первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто "обречен" на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более "твердый орешек". Второй метод предназначен для "перевода" словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения. Третий метод - это метод "пересказа" стихотворения своими словами. Читается все стихотворение и ребенок рассказывает, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого "пересказа" состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание. В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно "пересказывается" и только после этого заучивается по строкам с параллельным "переводом" текстовой информации в образную форму. При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан. Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не хочет. Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк. Вышеперечисленные формы работы направлены на предупреждение наиболее типичных для родителей ошибок в воспитании детей, вооружают их правильными методами воздействия. Рассмотренные выше методы, их комплексное применение на каждом занятии, способствуют активизации родителей и формированию у них осознанного критического отношения к своей воспитательной деятельности, актуализации полученных ими теоретических знаний. Таким образом, родители получают педагогические знания, которые помогут им в организации домашних занятий с ребенком.
|
р е к л а м а |
|
|
р е к л а м а |